Строительство туннелей для метрополитена: Инженерные решения под городом

Строительство туннелей для метрополитена — это сложный инженерный процесс, который требует тщательного планирования, учета геологических и геотехнических особенностей, а также применения современных технологий. Вот несколько ключевых инженерных решений, которые используются при строительстве метротуннелей:

  1. Методы бурения:
    • Щитовое бурение: Одна из наиболее распространенных техник, при которой специальный буровой щит используется для прокладки туннеля под землей. Этот метод обеспечивает минимальные возмущения поверхности и подходит для прохода под зданиями и другими подземными структурами.
    • Насыпное бурение: Используется, когда грунт не представляет большой опасности для туннельной техники. Это может включать в себя различные подходы, такие как ручное или механизированное бурение с последующей облицовкой туннеля.
  2. Технологии облицовки:
    • Сегментная облицовка: Туннель облицовывается сегментами, изготовленными из железобетона. Эти сегменты создаются заранее и затем собираются внутри туннеля после прохода бурового щита.
    • Облицовка в один этап: Применяется в случае насыпного бурения или других методов. Туннель строится и одновременно облицовывается, обеспечивая его прочность и устойчивость.
  3. Управление грунтовыми водами:
    • Гидроизоляция: Применение гидроизоляционных материалов и методов для предотвращения проникновения воды в туннель. Это особенно важно при проходе под водоносными горными породами.
    • Системы дренажа: Установка систем дренажа для отвода воды и уменьшения давления на стены туннеля.
  4. Методы управления грунтом:
    • Замораживание грунта: Применяется в случаях, когда требуется управление грунтом для предотвращения просачивания воды в туннель.
    • Использование грунтовых химических агентов: Применение химических агентов для укрепления грунта и предотвращения обвала.
  5. Обеспечение безопасности:
    • Мониторинг: Установка систем мониторинга для постоянного контроля за деформациями, давлением грунта, грунтовыми водами и другими параметрами, чтобы оперативно реагировать на любые изменения.
    • Безопасные системы эвакуации: Разработка систем эвакуации для случаев чрезвычайных ситуаций и аварий.
  6. Интеграция существующей инфраструктуры:
    • Проход под зданиями: Проектирование туннеля с учетом прокладки под существующими зданиями, улицами и другими инфраструктурными объектами.
    • Взаимодействие с другими видами транспорта: Синхронизация строительства метро с другими системами транспорта и инфраструктурными проектами.
  7. Энергоснабжение:
    • Электрификация метрополитена: Прокладка электрифицированных путей и систем для подачи электроэнергии на поезда.
    • Энергосберегающие технологии: Внедрение технологий энергосбережения, таких как регенеративные тормоза, для оптимизации энергопотребления.

Строительство метротуннелей представляет собой технически сложный процесс, и инженерные решения направлены на обеспечение безопасности, устойчивости и эффективности метрополитенов в городской среде.

todeep