Павел Федотов, 1848 год, картина «Сватовство майора», Фото: upload.wikimedia.org Название Сватовство майора Страна, художник Россия, Павел Федотов Год 1848 Жанр бытовой Находится Третьяковская галерея, Москва Материалы Холст, масло Павел Федотов славился своими сатирическими картинами, которые высмеивали пороки общества. Одной из самых ярких его работ стала «Сватовство майора». В основе сюжета лежит существовавшая в XIX веке традиция неравных браков по расчету. Бедные дворяне женились на богатых купеческих девушках, в итоге одна сторона получала хорошее приданое, а другая – положение в обществе. Именно эту расчетливость и отсутствие чувств высмеивал художник. На картине представлена одна из комнат купеческого дома. Зритель будто подглядывает в окно за тем, что происходит внутри – благодаря этому усиливается впечатление, что сцена не предназначена для посторонних глаз. Эта комната – гостиная. За дверью стоит майор, который пришел свататься. Он в задумчивости подкручивает ус, а прищур его глаз говорит о том, что мысленно он уже пересчитывает будущие денежки. Вместе с ним пришла сваха. Она заглянула внутрь, чтобы оповестить о прибытии жениха, чем вызвала переполох в доме. Обращается она к отцу невесты, старому бородатому купцу. Он смущен и встревожен, впопыхах пытается застегнуть сюртук, потому что нельзя встречать гостя в костюме нараспашку – это неучтиво. Но он не привык к городской одежде, маленькие пуговицы ему никак не поддаются. Следующий персонаж – купчиха, мама невесты. Она совершенно спокойна, поскольку чувствует себя хозяйкой положения. Фигура у нее крупная, располневшая, на лице видны остатки былой красоты. Одета купчиха в дорогое французское платье, но на голове вместо чепца, как было принято у замужних дам того времени, повязан простой платок – отголосок ее простого деревенского происхождения. Властной рукой она ухватила дочь за платье, чтобы та в панике не сбежала в свою светлицу. Благодаря этому характерному жесту сразу становится понятно, кто был главным инициатором такой женитьбы. Фигура дочери выражает двойственные чувства. С одной стороны, она смущена, что в дом пришел чужой мужчина, ее жених. Его появление означает серьезные изменения в жизни, она скоро станет не дочерью, а женой. Ей страшно и стыдно, поэтому она пытается выбежать из гостиной. Смущает ее непривычная одежда – платье слишком открыто, оно предназначено бала, а не для знакомства с женихом в домашней обстановке.
Источник: