Описание картины Павла Федотова «Анкор, еще анкор!»

Павел Федотов, 1851—1852 годы, картина «Анкор, еще анкор!», Фото: upload.wikimedia.org Название Анкор, еще анкор! Страна, художник Россия, Павел Федотов Год 1851—1852 Жанр Жанровая сцена Находится Государственная Третьяковская галерея, Москва Материалы холст, масло Последним произведением художника Павла Федотова стала картина «Анкор, еще анкор!». Работа осталась незаконченной, поскольку в 1852 году живописец скончался от быстро прогрессирующего психического расстройства. В произведении нет привычной для Федотова тщательной проработки деталей, зато видны первые признаки депрессии и морального истощения. Но, несмотря на то что оно больше похоже на набросок, «Анкор» полон печальной экспрессии и невыразимой тоски. Картина не относится к числу тех, которые легко читаются с первого взгляда. Чтобы проникнуть в ее суть, нужно долго вглядываться в обобщенно прописанные детали, пытаться выделить контуры фигур из полумрака. Действие происходит где-то на задворках Российской Империи. За подслеповатым окном лежит снег, видны покосившиеся избы со светящимися окнами. Внутри тесного домика находятся двое военных – видно, что они уже не первый месяц прозябают в этой глуши и доведены до отчаяния этой беспросветностью жизни. Офицер, лежащий на софе, дрессирует пуделя, заставляя его прыгать через чубук трубки. В этом повторяющемся действии и в самой позе офицера чувствуется отчаянная монотонность, безысходность. Словно герой изо всех старается создать иллюзию жизни, движения. Хоть и считает себя похороненным в этой тесной жалкой клетке. Напротив него находится фигура денщика, привалившегося к стене. Заметить его очень сложно, поскольку он почти сливается с фоном. Сразу складывается впечатление, что и характер у этого человека робкий, покорный. Своим отчаяньем и бессилием что-либо изменить оба героя вызывают жалость и презрение. Это чувство усиливается благодаря окружающей обстановке: тусклый вечер за окном, тлеющая свеча, гитара, которая является одновременно единственным развлечением, едва ли не главным собеседником и товарищем. Картина создает ощущение пустоты, беспросветности, ноющей тревоги, оставляющей в душе неприятный скребущий след.
Источник: muzei.club

todeep